25 августа в рамках #БеседыНаПлатформе Алексей Фирсов, основатель ЦСП «Платформа» и Гюзелла Геннадьевна Николайшвили, эксперт в области социальной рекламы, президент международного фестиваля социальной рекламы «ЛАЙМ», основатель АНО «Лаборатория социальной рекламы», доцент НИУ ВШЭ обсудили, насколько социальный бренд должен развиваться самостоятельно, какие в нем особенности по отношению к корпоративному бренду? Насколько пластичен социальный бренд, что он в себя включает и многое другое.
25 августа в рамках #БеседыНаПлатформе Алексей Фирсов, основатель ЦСП «Платформа» и Гюзелла Геннадьевна Николайшвили, эксперт в области социальной рекламы, президент международного фестиваля социальной рекламы «ЛАЙМ», основатель АНО «Лаборатория социальной рекламы», доцент НИУ ВШЭ обсудили, насколько социальный бренд должен развиваться самостоятельно, какие в нем особенности по отношению к корпоративному бренду? Насколько пластичен социальный бренд, что он в себя включает? Практики каких компаний кажутся спикеру наиболее успешными, что определило успехи и многое другое. Для нас особенно важным оказался блок вопросов про оценку импакта.
Алексей Ф.: Немного отходя от кейса. А все-таки, если мы говорим об импакте, какие инструменты, с вашей точки зрения, наиболее оптимальны для его измерения? Как вы предполагаете измерять эффект реальный, конечный эффект социальных проектов? Какие метрики, методология? Здесь не надо, конечно, глубоко идти в эту тему, но через что? Я даже вот не про критерии. Грубо говоря, может, психологический, экспертный, медиаметрический подход, допустим. Может быть, еще какой-то. Вот мы на что опираемся, когда пытаемся понять, этот проект реальный вызвал эффект или не вызвал?
Гюзелла Н.: Ну, слово «изменение» подразумевает изменение ситуации в лучшую сторону с той проблемой, которую проект ставит и ее решает.
Алексей Ф.: Да, но вся проблема в том, что это открытая система.
Гюзелла Н.: Какими средствами. Я бы, как кандидат политических наук, конечно, работала с социологическими метриками. Частично, экспертными, потому что экспертный метод тоже является частью социологии. Этого достаточно. Этого пока системно никто не делает. Может быть, Фабрика позитивных изменений с Владимиром Вайнером системно подходит к развитию импакт-проектов и к выработке инструментов измерения. Я в этом смысле просто не пойду в эту область. Единственное, что я скажу, просто не удержусь, что появился термин импактвошинг наряду с greenwashing. Когда с зелеными этикетками производители просто нас вводят в заблуждение, лепя их на все продукты для того, чтобы повысить цену товара и доверие к нему. Сейчас то же самое происходит с импакт-проектами социальными, когда слово «импакт» становится просто как ярлык, такой зеленой этикеткой для того, чтобы повысить доверие к импакт-проекту, не подразумевая получение результатов. Это немножко похоже на фестивальные кейсы, которые я приводила некоторое время назад. Проект ради проекта, ради получения грантового вознаграждения, всего остального.
Измерение эффекта социальных проектов и их импакта является сложной задачей. Существует несколько подходов и инструментов для измерения импакта, таких как социологические метрики и экспертный метод. Однако, системного подхода к измерению и оценке импакта проектов пока нет. Важно отметить, что некоторые проекты могут использовать термин "импакт" как маркетинговый прием, без фактического достижения результатов. Это аналогично ситуации с "greenwashing", когда производители используют зеленые этикетки для увеличения доверия к продуктам, но не предоставляют реальных экологических результатов. В целом, предлагается разработка системных подходов и методологий для измерения и оценки импакта социальных проектов, чтобы обеспечить прозрачность и достоверность их результатов.
Фрагмент интервью: https://www.youtube.com/watch?v=8Jsg5t_8XEo