Онлайн-встреча медиаклуба «Кино и сериалы для позитивных изменений» оказалась замечательной возможностью для участников встретиться и обсудить актуальные темы. На этой встрече также выступил директор Фабрики позитивных изменений, Владимир Вайнер, который поделился своими знаниями и опытом в области оценки импакта и позитивных изменений.
Елена Темичева: Владимир, расскажите, пожалуйста о том, как можно продюсировать позитивные изменения здесь и сейчас. Как вы это видите и делаете?
Владимир Вайнер, директор Фабрики позитивных изменений: Я постараюсь коротко озвучить несколько тезисов. Первый тезис о том, что сейчас появляются такие профессии как импакт-продюсер, специалист по оценке, что напрямую связано с активным интересом к оценке импакта. Важно подчеркнуть, что мы можем говорить об импакте в кино в том случае, когда была реализована доказательная практика, включающая данные о том, как этот фильм изменил жизнь целевых аудиторий и общества в целом – например, разрушил стигмы, изменил представление, поведение или отношение общества и т.д. Только в этом случае мы можем говорить об импакт-кино. В этом смысле те исследования, которые проводились ранее, притягивают желаемое к реальности, потому что в настоящий момент фильмов с реализованной системой оценки и доказательной базой почти нет.
Однако очевидно, что есть тренды на переход к созданию импакт-кино, например кинофестивали стали запрашивать данные об эффекте (Лампа, Лайм и т.д.). Другой тренд – короткометражные и документальные фильмы давно живут и реализуют много разных гипотез и экспериментируют в поле оценки и тестирований. В том числе мы помогали театру «ВзаимоДействие» и ряду команд во внедрении модели оценки в тело произведения. Все чаще НКО выступают как источники сюжетов, о чем многие уже упомянули, и это здорово. Стоит подчеркнуть, что в этом случае реализуется принцип «ничего для них без них», то есть важно, что есть консультанты, есть сюжет, который вырос и был увиден самим режиссером в непосредственной деятельности НКО. Еще один тренд отражается в том, что пичинги стали включать все больше запросов на прогноз эффекта. Запрос на оценку возникает от продюсеров, режиссеров, в то время как от зрителей есть запрос к продюсерам и режиссёрам на позицию по отношению к какой-то проблеме. Мне кажется, когда возникает запрос на отношение к проблеме, возникает запрос к решению. Это особенно в важно в сфере профилактики стигм – как к этому относиться? Возможно, какие-то фильмы вовлекают тех, кто был в стигме, а теперь может быть по-другому реализован, как например, «Плейлист волонтера».
Появляются новые игроки кроме ящика и кинотеатров – платформы, которые обладают большей смелостью в инвестициях, а также появляется набор запросов на выгоды от инвесторов на проведение оценки и те самые новые профессии: импакт-продюсер, специалист по оценке и т.д. Посмотрев на все эти тренды, новые команды должны понять, что они могут получить больше, чем просто хорошее кинопроизведение. Кроме того, что это будет хороший фильм, можно получить на порядок больше масштаб, влияние, эффекты и воздействие. Например, «Плейлист волонтера» создает штабы волонтеров и во всех коммуникациях включает те или иные НКО, которые даже напрямую не связаны с сюжетом. Таким образом, если на каждой стадии фильма от предпродакшна до постпродакшена включаются элементы активности, привязанные к решению проблемы, к которым, в свою очередь, привязывается модель оценки эффективности, то можно показать какое влияние оказал фильм на изменение.
Запись встречи: https://www.youtube.com/watch?v=05nKhJE7lk4