Почему об инсульте должны знать даже дети, рассказывает директор Фонда борьбы с инсультом ОРБИ, член жюри конкурса «Точно!» Екатерина Милова. В качестве примера эксперт приводит акцию, когда простой магнитик на холодильнике с инструкцией по оказанию первой помощи, спасает жизни пожилым людям. Почему такой социальной рекламы сегодня мало и насколько эффективна та, которая существует? В вопросе помогает разобраться руководитель Медиацентра Фабрики позитивных изменений Алексей Хасянов. Ссылка на видеоверсию сразу после текста!
«Я часто говорю о том, что наш фонд о любви к себе. Если мы полюбим себя, будем заниматься своим здоровьем, тогда мы избежим всей этой тяжелой ситуации, которую влечет за собой инсульт. В 70% это тяжелая инвалидизация. 500 000 инсультов в год происходит в России.» Почему об инсульте должны знать даже дети, рассказывает директор Фонда борьбы с инсультом ОРБИ, член жюри конкурса «Точно!» Екатерина Милова. В качестве примера эксперт приводит акцию, когда простой магнитик на холодильнике с инструкцией по оказанию первой помощи, спасает жизни пожилым людям. Почему такой социальной рекламы сегодня мало и насколько эффективна та, которая существует? В вопросе помогает разобраться руководитель медиацентра Фабрики позитивных изменений Алексей Хасянов.
Фонд ОРБИ – первый профильный фонд, который занимается проблемой инсульта в России. Фонд помогает людям, столкнувшимся с заболеванием, а также их близким и родным, поддерживает медицинские учреждения, проводит курсы повышения квалификации медицинского персонала. Кроме этого фонд привлекает внимание общества к проблеме инсульта, рассказывает о симптомах заболевания и важности своевременной квалифицированной помощи в случае их появления.
Алексей Х.: Тема инсульта – это очень серьезный вопрос. Инсульт помолодел, так ли это?
Екатерина М.: Да, на самом деле инсульт молодеет. Причина в разных факторах. Пять основных факторов риска инсульта: вредные привычки (мы называем их образ жизни), отсутствие движения, повышенный сахар и повышенный холестерин, высокое давление и аритмия. Нужно знать их и контролировать.
Алексей Х.: Основная тема нашей сегодняшней встречи - это социальная реклама, социальные проекты, которые позволяют донести нужную информацию до аудитории. При подготовке таких кампаний чем обычно ваш фонд руководствуется?
Екатерина М.: Наша первая большая кампания, которая длится постоянно – это то временное окно, в которое человек должен попасть, когда инсульт уже случился. Мы можем спасти человека от смерти или от очень тяжелой инвалидизации тем, что вовремя вызовем скорую помощь. У врачей есть только 4,5 часа для оказания эффективной медицинской помощи. Это время считается с момента первых симптомов. Каждую секунду отмирает тысяча клеток в мозге, поэтому так важно время.
Простой способ запомнить симптомы инсульта, — это тест FAST (Face Arms Speech Time), разработанный в США для обучения сотрудников скорой помощи: «Face» (лицо) — осматриваем мимику (асимметрия лица — симптом инсульта); «Arms» (руки) — просим человека удержать руки на весу (при инсульте одна из рук может опускаться); «Speech» (речь) — предлагаем произнести какую-нибудь фразу , например, имя или родной город (данному заболеванию свойственна неразборчивость речи). «Time» (время) — на счету каждая секунда. Если человек обладает хоть одним из этих симптомов, следует немедленно вызвать скорую.
Екатерина М.: Нужно быстро вызвать скорую помощь. 103 – единый номер с любого телефона в Российской Федерации. Лучше звонить сразу в скорую и важно сказать, что это инсульт и вы видите симптомы, чтобы бригада понимала - приехать нужно очень быстро.
Мы сделали несколько исследований со ВЦИОМ о том, что люди в принципе знают об инсульте, какие знают факторы риска, чтобы понимать, на что направлять свою социальную рекламу. Стараемся делать это в классной модной форме. Что-то мы делали сами внутри, что-то с агентствами. Часто это бывает probono.
Алексей Х.: Вы сказали, что стараетесь модные форматы использовать, то есть целевая аудитория, на которую вы воздействуете, достаточно молодая? Какой возраст?
Екатерина М.: Мы сейчас берем аудиторию 30-45 лет, самую активную в жизни. В таком возрасте ты становишься родителем своим родителям. Взрослые дети, заботясь о своих старших и зная симптомы, могут вызвать быстро скорую помощь, следят за здоровьем своих старших и своим здоровьем.
У нас есть программа «Дети на защите взрослых». Мы ведем с волонтерами-медиками в школах уроки про то, что такое инсульт, почему он происходит, какие вредные привычки и что приводит к инсульту, почему нужно измерять давление и для чего детям уметь это делать. После того, как мы сделали эту программу, в течение учебного года были отклики, что реально дети вызывали скорую помощь.
Мы раздаём всем магниты на холодильник. Мы поняли, что это самый удобный формат. Ты всегда можешь подойти, вспомнить симптомы, номер телефона.
Также мы раздаем детям чек-листы. Они могут своих бабушек и дедушек поспрашивать. В конце чек-листа написано, что если есть что-то из факторов, нужно сходить к доктору. Это способ прийти к взрослым через детей.
Алексей Х.: Возвращаясь к теме импакта, эти звонки с благодарностью от людей, которые вам поступают – это очень важная метрика. Люди мотивированы – их родственник выжил благодаря магнитику, такому, казалось бы, простому инструменту! Это магнитик с чётким алгоритмом действий, куда должен обратиться ребенок, чтобы его родственник выжил в очень короткий период времени. Какие ещё у вас есть метрики, которые позволяют определить успешность проделанной работы?
Екатерина М.: Мы используем исследования ВЦИОМ. Например, скоро мы будем делать исследование наших подопечных и их родственников, исследовать жизнь семьи. После инсульта вся семья задействована, она ухаживает за тяжело больным человеком. Важно понять семью и что для нее можно сделать.
Социальная кампания, направленная на сбор пожертвований, у нас была только одна в прошлом году. Мы сняли ролик, очень хороший, получили много призов, но фандрайзинговый он был неуспешный. Возможно, мы что-то не додумали.
Сюжет ролика о том, что очень часто близкие нас раздражают. Начинают стучать чашкой и ложкой или там переключать телевизор… И когда случается инсульт так хочется, чтобы папа опять начал стучать ложкой или переключать телевизор, чтобы он мог делать это сам. Вот так меняется жизнь людей после инсульта. Им нужно помочь, чтобы они снова начали радовать своих родственников. Для этого нужно оплатить дорогие курсы реабилитации. Без них человек не сможет даже помешать себе чай, взять ложку в руку.
Алексей Х.: А транслировался ролик где?
Екатерина М.: В основном, соцсети, было немножко на телеканалах. Конечно, если бы это было центральное телевидение, охват был бы больше. Когда это фандрайзинг, каналы очень это не любят.
Мы сотрудничаем с АНО «Национальные приоритеты». Они ставят наши материалы, у них большой ресурс. Потому, что это материалы о здоровье. Это не про фандрайзинг, это ложится в национальные проекты «Демография» и «Здравоохранение».
АНО «Национальные приоритеты» - по поручению Правительства РФ создали настоящую «точку сборки» национальных проектов. СРК (система сбора и распределения контента) - это специальная платформа, на которой федеральные и региональные органы власти, а также иные исполнители по национальным проектам России ежедневно выкладывают новости, что и где сделано. СМИ без звонков и писем в пресс-службы могут мгновенно взять информационный повод, который представляется им достойным публикации.
Алексей Х.: Я хотел про АНО «Национальные приоритеты» спросить, насколько вы оцениваете их работу и насколько она эффективна на ваш взгляд?
Екатерина М.: Мне нравится, что много такой хорошей социальной качественной рекламы.
Касаясь идеи – мы можем реализовывать любые идеи. У нас нет ограничений, кроме алкоголя, курения, фастфуда. Партнерам легче реализоваться или выйти на нужную аудиторию. Мне кажется, у нас это получается достаточно модно, креативно.
Алексей Х.: Это хорошо, если есть возможность проводить тестирование гипотез и смотреть, что лучше получится Я так понимаю, что одним из успешных проектов стали вот эти магнитики.
Екатерина М.: Начиналось все с сити-формата. Потом появились магнитики. Они висят во многих семьях и офисах, кто-то в домах в лифте вешает. Мы стараемся их распространять, потому что печать одного магнитика при большом тираже - пять рублей. А человек после инсульта – это несколько миллионов, чтобы реанимировать и лечить в больнице до 14 дней, а потом 21 день реабилитации в хорошем центре это ещё 400 000. Огромные деньги. Если человек приедет вовремя по скорой, мы сэкономим бюджет семейный и государственный, чтобы его восстановить. Нам бы очень хотелось, чтобы как можно больше людей восстанавливалось после инсульта.
Не забываем и про те самые факторы риска - инсульт в большинстве случаев можно предотвратить. Например, физическая активность на 20% снижает риск инсульта. У нас была на эту тему кампания «Спортсмены повседневности». Тур до дачи на велосипеде, например. Или челночный бег за кофе. Сейчас офисы, особенно в крупных корпорациях – кофе, печеньки, еда – пожалуйста, только не отходи от рабочего места. Пандемия снизила наше движение. Мы привыкли, что всё приносят курьеры. Самая большая физическая активность у курьеров, а мы даже в магазин перестали ходить. Физическая активность - это не про дорогую карту в спортклуб. Вышли на одну остановку раньше - пешком прошли, двигаемся не на лифте, а по лестнице. Мы говорим про такую активность.
Алексей Х.: Если говорить о социальных информационных кампаниях, что мешает быть эффективными кроме того, что центральное телевидение не идет на размещение ваших роликов?
Екатерина М.: Конечно, хотелось бы больше ресурсов на реализацию проектов. Как любая некоммерческая организация мы живем на пожертвования. Объяснить человеку, почему он должен помочь не умирающему ребенку, а дать деньги на магнитик, который, возможно, когда-то спасет чью-то жизнь, тяжеловато. Мы это делаем. А уж про факторы риска тем более.
Мы делали несколько опросов наших доноров. Часто наши доноры, особенно которые поддерживают какие-то такие профилактические программы - это люди, которые в семье столкнулись с инсультом. Они прожили этот опыт и понимают - классно, если бы его не было.
Я рада, что рядом с фондом есть партнеры, готовые заниматься профилактикой. Например, наш тест «Измерь возраст своего сердца». Это была на самом деле социальная кампания. Мы делали ее с ИРИ по гранту для некоммерческих организаций. Были огромные прохождения теста, по-моему, 150 000 человек.
Онлайн-тест «Измерь возраст своего сердца!» - это информационно-образовательный проект, который создан экспертами-кардиологами специально для того, чтобы быстро вычислить «возраст сердца» человека, оценить состояние здоровья, образ жизни и дать персональные рекомендации, следуя которым каждый сможет снизить сердечно-сосудистый риск.
Институт развития интернета (ИРИ) поддерживает креативные индустрии: с 2020 года на конкурсной основе распределяет государственные субсидии на создание и продвижение социально значимого интернет-контента. За это время поддержали более 1500 онлайн-проектов, созданных сотнями команд. ИРИ — учредитель первой Национальной премии интернет-контента, которая призвана отмечать лучшие цифровые проекты социальной направленности. С 2021 года является оператором социальной рекламы в интернете и обеспечивает её бесплатное размещение на крупнейших площадках Рунета.
Екатерина М.: Я вхожу в комиссию ИРИ по оценке социальных проектов и вижу голод в хороших социальных проектах, которые не про деньги. В основном фонды концентрируют свою социальную рекламу на фандрайзинге. Хотя у всех есть тема, которую можно подсветить. Нужно пользоваться этим ресурсом, чтобы хотя бы примелькаться, чтобы тема примелькалась, потому что площадки там очень крупные, которые размещают рекламу.
Сейчас на самом деле есть возможности. Например, социальная реклама в Москве. Не всем нравится, куда их потом размещают. Честно говоря, у нас не было такого, чтобы нам это очень не понравилось.
Алексей Х.: Идеальная информационная кампания, с вашей точки зрения, что это такое?
Екатерина М.: Мне бы очень хотелось, чтобы каждый житель России знал симптомы инсульта, как минимум.
Конечно, для меня идеальная информационная кампания – которая достигла своей цели. Мы видим изменение, но оно все равно не такое большое. Всего 30% людей приезжают вовремя по скорой помощи. 70% еще хотелось бы тоже объять и мотивировать. Люди иногда знают иногда симптомы инсульта, но уговаривают себя, что это не то. Теряют драгоценное время.
Для меня успех любой информационной кампании именно в изменении сознания людей, изменения отношения к себе, к своему здоровью. Я часто говорю о том, что наш фонд о любви к себе. Если мы полюбим себя, будем заниматься своим здоровьем, тогда мы избежим всей этой тяжелой ситуации, которую влечет за собой инсульт. В 70% это тяжелая инвалидизация. 500 000 инсультов в год происходит в России.
Алексей Х.: Финальный вопрос – что такое импакт на ваш взгляд?
Екатерина М.: Это результат воздействия. Конечно, хотелось бы этот импакт измерять. Сейчас мы ведем переговоры с несколькими экспертами в оценке социального эффекта для того, чтобы начать считать. Тогда будет более понятно, какой он, и что сделать еще лучше.
Интервью: https://www.youtube.com/watch?v=Jow0a1q43b0