Изучай, думай, действуй!
Вологодское энтомологическое общество (ФГБОУ ВО «Вологодский государственный университет») для ФГБОУ ВО «Вологодский государственный университет»

Изучай, думай, действуй!
2.0
Соответствие цели
1.8
Соответствие целевой аудитории
2.3
Понятность сообщения
1.8
Мотивирующая сила, креатив
1.2
Качество реализации

Решаемая проблема

Перед современным обществом стоит множество глобальных проблем. Одна из них – сохранение биологического разнообразия; ее актуальность признается и в России. Сохранение биоты подразумевает четкое представление о ее многообразии. Однако по многим группам живых организмов сведения, как в масштабах мира, так и отдельно взятых регионов недостаточны. Так, на территории Вологодской области практически отсутствуют сведения о многочисленной и практически важной группе животных – насекомых. Кроме того, среди проблем российской системы образования следует отметить отток выпускников школ и ВУЗов в крупные города, а также трудоустройство выпускников ВУЗов после завершения обучения не связанное с полученной профессией. Это определяет необходимость искать возможности для усиления профессиональной мотивации и патриотического воспитания молодежи в содержании и организационных формах учебного процесса.

Цель

Изучение и сохранение насекомых – важнейшего компонента биоразнообразия. Увеличение мотивации школьников и студентов в изучении и сохранении природы, биологическое образование, экологическое и эстетическое воспитание.

Решение

Деятельность Вологодского энтомологического общества имеет научный фундамент («Изучай!»), включает педагогический, популяризаторский («Думай!») и практический компоненты («Действуй!»). Наша деятельность способствует развитию личности и формированию активной жизненной позиции, особенно это значимо для студентов и школьников, как будущих профессионалов, неравнодушных к проблемам родного края. Возможное решение поставленных задач заключается в обучении и передаче знаний школьникам и студентам через конкретные дела. Деятельностный подход способствует формированию активной личностной позиции, готовности преодолевать трудности, ориентирует на приобретение профессиональных умений, знакомит с особенностями и проблемами региона. Особый интерес на местном уровне у обучающихся вызывают проблемы, имеющие глобальную постановку. В Вологодском государственном университете этот подход, направленный на единство учебной и практической деятельности, используется в работе энтомологического общества, которое было создано в 2003 году при кафедре зоологии и экологии (с 2016 г. биологии и экологии). В состав общества входят студенты естественно-географического факультета и преподаватели кафедры. Вологодское энтомологическое общество проводит регулярные исследования региональной фауны насекомых, осуществляя экспедиции. В главной концепции работы общества которой нашли отражение ориентация научной работы на региональные и локальные проблемы и тесная связь исследовательской деятельности с содержанием учебного процесса. При этом кроме сугубо научных задач работа общества направлена на формирование и развитие исследовательских и коммуникативных навыков у учащихся. Много внимания уделяется налаживанию взаимодействия с заинтересованными организациями, в том числе школами региона. Такое сотрудничество создает основу для активизации научно-исследовательской работы в регионе, способствует привлечению молодежи, как школьников, так и студентов, к решению наиболее актуальных ключевых проблем в регионе: изучению и сохранению биоразнообразия и окружающей среды в целом.

Целевая аудитория

Жители Вологодской области, особенно школьники, студенты и учителя

Результаты

Результаты исследований общества активно представляются его членами в форме докладов на научных мероприятиях различного уровня от регионального до международного, с 2003 г. по настоящее время. Это определяет возможность интеграции научной мысли через привлечение ведущих российских специалистов к решению региональных проблем. Кроме того, участие членов энтомологического общества во всероссийских и международных конференциях способствует повышению их квалификации, в том числе студентов как будущих профессионалов. Опыт руководителей подтверждается в том числе числом публикаций: Белова Юлия Николаевна – 88, Колесова Наталья Сергеевна – 52, Шабунов Алексей Александрович 215. Членами общества получены две государственные премии Вологодской области по науке и технике за 2011 (в составе кафедры) и 2014 гг. (самостоятельно). На настоящий момент членами общества написаны. В основе работы многолетние полевые исследования. В то же время на страницах издания были обобщены все известные данные о фауне насекомых территории Вологодской области с конца 19 века. Проделанная работа позволила выделить фоновые и редкие виды в регионе. На основании исследований были составлены рекомендации к Красной книге Вологодской области. Т.3. Животные. Материалы, полученные энтомологическим обществом и характеризующие энтомофауну Вологодской области, в общей сложности представлены более чем в 100 научных статьях и четырех монографиях, две из которых исключительно энтомологические: «Разнообразие насекомых Вологодской области» (2008), содержащая сведения о видовом богатстве, численности и экологических особенностях насекомых в регионе и «Коллекция насекомых Вологодского государственного музея-заповедника: материалы к региональной фауне» (2017). Опыт организации исследовательской работы энтомологического общества в рамках проекта «Изучай, думай, действуй!» отражен в учебно-методическом пособии, подготовленном для школ региона (Организация исследований, наблюдений обучающихся по энтомологии. Направления фауно-экологических исследований насекомых, 2011). Это пособие помогает реализации концепции непрерывного экологического образования разработанной в регионе, вовлекая в эколого-биологическую исследовательскую деятельность школьников и учителей. Среди задач, которые ставилась при разработке данного учебно-методического пособия, является усиление мотивации обучающихся к бережному отношению к природе, помощь школьникам в выборе профессии, патриотическое воспитание, активизация исследовательской и проектной деятельности. Также, в рамках педагогической составляющей разработана серия уроков, посвященных насекомым. Уроки проведены для учеников 6, 8, 10 классов. В дальнейшем предполагается расширение программы на обучающихся младшей школы. Было изготовлено несколько коллекций насекомых для школ и естественно-научных музеев России и Вологодской области (г. Краснодар, г. Вологда, г. Череповец, Харовский, Белозерский, Грязовецкий районы). Подобного рода популяризаторская и методическая деятельность особенно актуальна для студентов – членов общества, обучающихся по педагогическому направлению, так как способствует приобретению профессиональных навыков. Важным итогом многолетней работы в рамках проекта является подготовка научно-популярных публикаций (Охраняемые насекомые национального парка «Русский Север», 2012; Жесткокрылые национального парка «Русский Север», 2014, адресованных широкому кругу общественности и отражающих результаты исследований в регионе. Работы информируют население об уникальности природных комплексов Вологодчины и особо охраняемых природных территорий региона, о проблемах редких видов, обращают внимание на необходимость охраны природы. Научно-популярные работы также могут быть использованы с целью активизации интереса российских и международных туристов к природе Вологодчины и региону в целом. Издания посвящены насекомым национального парка «Русский Север», который находится на территории Кирилловского района – крупнейшей в области площадки для международного туризма, именно на его территории представляется перспективным развитие популярного в мире экологического туризма.

Голосование