Решаемая проблема
Ежегодно в России образуется 70 млн тонн бытовых отходов, а площадь всех российских свалок уже в 1,3 раза превысила площадь Байкала и составляет 4 млн га. Причем территория, занятая мусором, ежегодно увеличивается на 0,4 млн га (это площадь Москвы в ее новых границах) из-за роста количества упаковки и одноразовых предметов, тогда как в переработку вместо свалок отправляется не более 7% бытовых отходов. Реформа обращения с отходами, начавшаяся в январе 2019 года, дала старт развития инфраструктуры раздельного сбора отходов (РСО) отдельных городах России, чтобы собирать полезные бытовые отходы для дальнейшей переработки. В ряде регионов появляются пункты приёма вторсырья и стационарные контейнеры для РСО (подробнее на recyclemap.ru). Но у основной массы населения нет привычки сортировать отходы и сдавать в специальные контейнеры для вторсырья. По данным Левада-центра только 16% опрошенных сортируют отходы (хотя бы один из видов, например, пластиковые бутылки), а более 40% вовсе не готовы разделять отходы, аргументируя это недостатком места дома, нехватку времени и отсутствием смысла. Многие имеют стереотип, что раздельно собранные отходы повезут на свалку, что в России нет перерабатывающих предприятий, и не представляют, в какую новую полезную продукцию могут быть переработаны отходы при условии их раздельного сбора. Тем временем количество мусора в наших городах и пригородах растет Увеличение количества мусора напрямую связано с использованием чрезмерной упаковки товаров и одноразовых предметов. Отсутствует массовое экологическое просвещение на государственном уровне, из-за чего у населения слабо сформирована экологическая культура и экопривычки для сохранения благоприятной окружающей среды.
Цель
Способствовать формированию у россиян экологического мышления, через пакет социальной рекламы, поясняющий суть раздельного сбора отходов, мотивирующий к формированию экопривычек.
Решение
В рамках общероссийского проекта «Экодвор», направленного на популяризацию раздельного сбора отходов и экопривычек для уменьшения количества мусора, создан и распространен пакет социальной рекламы, привлекающей внимание людей и формирующий экокультуру. Среди них: - плакат формата А3 мотивирующий к раздельному сбору отходов и поясняющий суть РСО и переработки; - плакат формата А4, информирующий об экопривычках для уменьшения количества мусора; - ролик социальной рекламы «Помнишь меня?» поясняющий суть раздельного сбора отходов и причины, по которым важно сортировать их в повседневной жизни; - ролик социальной рекламы «Моя новая привычка» про РСО и экопривычки для уменьшения количества мусора (РСО, экосумки вместо пакетов, свои кружки вместо одноразовых); - промо-ролик проекта «Экодвор», призывающий активных граждан проводить экологические праздники во дворах для вовлечения соседей в практику раздельного сбора отходов.
Целевая аудитория
Жители многоквартирных и частных домов старше 22 лет из 12 городов России (Волгоград, Екатеринбург, Калининград, Казань, Красногорск, Москва, Нахабино, Нижний Новгород, Ростов-на-Дону, Санкт-Петербург, Саранск, Сочи), активные экологически ориентированные граждане
Результаты
1. Проектом охвачены 12 городов России. 2. В каждом из 12-ти городов распространены 1000 плакатов А3 и 2000 плакатов А4. Тираж распространялся на праздниках «Экодвор» и в других общественных местах с большой проходимостью. Всего распространены 12 000 плакатов А3 и 24 000 плакатов А4. 3. Ролик социальной рекламы «Помнишь меня?» набрал 50 200 просмотров в социальных сетях, из них: 45 200 просмотров в социальной сети ВКонтакте, 1 200 просмотров в Facebook, 3 800 просмотров на YouTube. 4. Ролик социальной рекламы «Моя новая привычка» набрал 120 180 просмотров в социальных сетях, из них: 115 880 просмотров в социальной сети ВКонтакте, 1 000 просмотров в Facebook, 3 300 просмотров на YouTube. 5. Промо-ролик проекта набрал 64 516 просмотров в социальных сетях, из них: 64 454 просмотров ВКонтакте и 62 на YouTube. 6. Ролик «Помнишь меня?» транслировали в маршрутном ТВ Сочи по всем направлениям общественного транспорта 4 месяца — с 16 ноября 2018 по 18 марта 2019 года. Количество показов — 108 245 раз. 7. Ролик «Моя новая привычка» транслировали в маршрутном ТВ Сочи по всем направлениям общественного транспорта с 18 марта по 15 мая 2019 года. Количество показов — 29 570 раз. 8. Количество уникальных посетителей сайта проекта «Экодвор» благодаря распространению роликов и плакатов — 15 000 человек, количество зарегистрированных для получения материалов для проведения экопросветительских праздников — 1 950 человек. 9. Повысилась осведомленность жителей 12-ти городов России о важности РСО, имеющейся инфраструктуры раздельного сбора отходов и способах внедрения РСО во дворе. 10. Увеличилось число жителей 12-ти городов России, которые начали сортировать отходы дома и пользоваться существующими контейнерами для раздельного сбора отходов или стали посещать акции по сбору вторсырья на переработку. 11. Люди, начавшие сортировать отходы, продолжают заниматься раздельным сбором отходов и вовлекают в эту практику членов семьи, соседей, друзей, коллег и местное сообщество.