Решаемая проблема
1 сентября по традиции школьники дарят букеты классному руководителю и любимым учителям. Если взять всех школьников в стране (это примерно 14 млн детей ежегодно) и предположить, что хотя бы каждый второй из них принесет букет, который стоит, допустим, 500 рублей — получится, что на букеты ко Дню Знаний в нашей стране ежегодно тратится 3,5 млрд рублей — как минимум. А если предположить, что каждому учителю можно подарить только один будет от класса — то получится сэкономить не менее двух миллиардов рублей. Этой внушительной суммы хватило бы на несколько лет работы первого детского хосписа в Москве «Дом с маяком» и детской региональной программы фонда помощи хосписам «Вера». На попечении «Дома с маяком» и фонда «Вера» находятся 700 детей по всей стране, которые родились со сложными нарушениями или тяжело заболели. Их нельзя вылечить, но, несмотря на тяжелый диагноз, они тоже хотят дышать, есть, гулять, ходить в школу, чтобы учиться и заводить друзей. Только для этого им необходимо дорогостоящее медицинское оборудование, специальное питание, удобные кресла-коляски, а некоторым — помощь профессиональной сиделки.
Цель
Сбор средств в помощь неизлечимо больным детям, подопечных хосписа «Дом с маяком» и детской региональной программы фонда помощи хосписам «Вера». Привлечение детей, подростков и взрослых людей к благотворительности.
Решение
В 2014 году преподаватель одной из московских школ предложила дарить учителям по одному букету от класса, а сэкономленные средства переводить в благотворительные организации — в том числе в фонд «Вера». В том году в акции участвовало 30 московских школ, и удалось собрать 500 тысяч рублей. С 2015 года фонд «Вера» ежегодно проводил самые масштабные пиар-кампании в поддержку акции, которая получила название «Дети вместо цветов». Нами были проведены рассылки с информированием об акции по подписчикам фонда «Вера», сделаны публикации в СМИ и социальных сетях, размещена реклама на дружественных онлайн-ресурсах. Сотрудники Фонда проводили подробные консультации участников по телефону. Мы предложили звездам поддержать нашу акцию, которая уже успела стать доброй традицией. Мы знали, что акция может вызвать не только положительную, но и негативную реакцию. Мы были готовы к критике: «Вы отбираете праздник у учителей!» Поняв, как много людей переживает за преподавателей, мы стали специально подчеркивать, что очень важно проводить акцию только с согласия учителя. Мы упоминали это в пресс-релизах, в публикациях на сайте фонда и в соцсетях, в письмах и телефонных разговорах с участниками акции, а также записали сообщение на автоответчик телефона фонда. Кроме того, мы обращали внимание критиков на то, что учителя нередко сами обращаются к родителям с предложением поучаствовать в акции, чтобы не мучиться с десятками букетов. Для подтверждения своих слов мы использовали видеоролик, в котором попросили настоящих учителей высказаться в поддержку акции. Наконец, мы подчеркивали, что не предлагаем проводить акцию «Дети вместо цветов» на День учителя, потому что действительно не хотим отбирать у преподавателей их праздник. «Я сомневаюсь, что собранные средства дойдут для людей, которые нуждаются в помощи». С такими комментариями сталкивается любой благотворительный фонд. Нам было важно подчеркнуть прозрачность всех поступлений и трат. Поэтому, анонсируя акцию «Дети вместо цветов», мы давали ссылки на отчеты с итогами акций прошлых лет, в которых были подробно расписаны все поступления и траты. По итогам 2018 года мы составили точно такой же отчет и выложили его на сайт фонда в открытый доступ. «Я не хочу, чтобы мой ребенок шел в школу без цветов». Столкнувшись с такой реакцией в прошлые годы, мы решили изменить концепцию акции. Мы предложили не дарить общий букет от класса, а принести по одному цветку на линейку, чтобы уже в классе сложить их в общий букет для учителя. Нашей целью является не только сбор средств, но и широкое привлечение к благотворительности. Сотрудники и волонтеры Фонда «Вера» в течение всей осени проводят в школах «Уроки доброты» — встречи с учениками разных классов, на которых они рассказывают о волонтерстве, благотворительности и о том, как наша помощь может поменять жизнь семей, в которых растёт тяжелобольной ребёнок. Для этих занятий мы разработали планы, подобрали фотографии и истории детей, тематические видеоролики и мультфильмы
Целевая аудитория
Директора и учителя школ, школьники с 1 по 11 классы, родители школьников.
Результаты
В результате акция вышла в топ российских благотворительных проектов, стала широко известна по всей стране и распространилась за её пределы. В 2018 году нам удалось побить собственный рекорд: итоговая сумма сборов составила 53 250 357,19 рублей. В фонд пришло 9 795 заявок от классов, которые хотели принять участие в акции. Это школьники из 409 населённых пунктов, в том числе 10 других стран: США (из нескольких штатов: Калифорнии, Южной Каролины, Северной Каролины, Массачусетса), Египта, Нидерландов, Литвы, Болгарии, Израиля, Швейцарии, Румынии, Белоруссии и Чехии. Акцию поддержали многие известные люди: Иван Ургант, Лиза Монеточка, Валдис Пельш, Пелагея, Ингеборга Дапкунайте, Юлия Меньшова, Катерина Гордеева, Дарья Мельникова, Вера Брежнева, IOWA, Александр Гудков, Евгений Стычкин и другие. Звезды записали короткие видеоролики в поддержку акции и разместили в своих социальных сетях. Поддержка топовых российских артистов стала хорошим инфоповодом для СМИ: собрав коллекцию видеороликов с участием музыкантов, певцов, актеров и телеведущих, мы объединили их в новый пресс-релиз и опубликовали в СМИ — в том числе в глянцевых изданиях. С упоминанием акции вышло более 250 публикаций. Агентство «What if Semin?» бесплатно сделало для нас короткий видеоролик с простой инфографикой, поясняющей суть акции в нескольких простых шагах. Это видео мы не только опубликовали на собственных ресурсах, но и отдали дружественным телеканалам. В августе зрители телеканалов «Дождь», «ОТР», «Муз-ТВ», «Ю», «Дисней» могли видеть наш видеоролик в эфире. Благодаря руководству телеканалов, которое предоставило нам эфирные слоты бесплатно, у нас получилось охватить очень разную аудиторию. Кроме того, мы попросили разрешения у руководства телеканалов разместить видеозаписи с участием звезд на страницах популярных телешоу в соцсетях. Так, например, видео с участием Пелагеи было опубликовано в группах проекта «Голос», а видео с участием Ивана Урганта — в группах шоу «Вечерний Ургант». Благодаря акции помощь получили 623 тяжелобольных ребенка по всей России, которым необходимо специальное питание, лекарственные средства, медицинское оборудование, гигиенические средства по уходу, аппараты для обеспечения дыхательной поддержки, ортопедические изделия и многое другое. Ещё часть средств была направлена на оснащение стационара детского хосписа «Дом с маяком» — ожидается, что он начнёт свою работу в 2019 году. Отчет о пожертвованиях и расходах опубликован на сайте фонда «Вера». Осенью 2018 года в школах сотрудниками и волонтерами Фонда было проведено 63 «Урока доброты». Таким образом для многих школьников акция «Дети вместо цветов» стала возможностью впервые поучаствовать в благотворительности и на собственном примере узнать, что помогать — легко, помогать можно везде и всегда, и делать это может каждый. А «Уроки доброты» познакомили детей с тем, как устроена благотворительность и как найти в ней свое место. Не будет преувеличением сказать, что нам удалось превратить идею акции «Дети вместо цветов» в новую самостоятельную традицию, о которой теперь знают даже те, кто никогда не слышал о фонде «Вера». В качестве примера можно привести комментарии на странице Ксении Собчак в социальной сети: Ксения опубликовала рекламный пост с текстом: «хорошая традиция дарить цветы учителям на 1 сентября», и без нашего участия подписчики Ксении стали упоминать в комментариях акцию «Дети вместо цветов». В том числе в комментариях есть уважительные отсылки к коллегам Ксении — звездам, которые поддержали акцию по просьбе фонда «Вера». Вдохновившись успехом фонда «Вера», к акции «Дети вместо цветов» стали присоединяться и другие благотворительные организации. В 2018 году в ней приняли участие десятки фондов: от маленьких региональных до крупных федеральных (включая фонд Хабенского, фонд «Подари жизнь» и Русфонд). Многие фонды-участники для продвижения акции используют опыт фонда «Вера», некоторые даже заимствуют у нас специфическое оформление акции (шрифт, иллюстрации) и раздаточные материалы с информацией об акции (афиши и листовки).