Решаемая проблема
Ежегодно в России образуется 70 млн тонн бытовых отходов, а площадь всех российских свалок уже в 1,3 раза превысила площадь Байкала и составляет 4 млн га. Причем территория, занятая мусором, ежегодно увеличивается на 0,4 млн га (это площадь Москвы в ее новых границах) из-за роста количества упаковки и одноразовых предметов, тогда как в переработку вместо свалок отправляется не более 7% бытовых отходов. Реформа обращения с отходами, начавшаяся в январе 2019 года, дала старт развития инфраструктуры раздельного сбора отходов (РСО) отдельных городах России, чтобы собирать полезные бытовые отходы для дальнейшей переработки. В ряде регионов появляются пункты приёма вторсырья и стационарные контейнеры для РСО (подробнее на recyclemap.ru). Благодаря РСО в переработку вместо свалки могут отправиться от 50 до 80% всех отходов, но даже установка контейнеров для сбора вторсырья во дворах не гарантирует, что люди станут менять свои бытовые привычки и начнут разделять отходы. Но у основной массы населения нет привычки сортировать отходы и сдавать в специальные контейнеры для вторсырья. По данным Левада-центра только 16% опрошенных сортируют отходы (хотя бы один из видов, например, пластиковые бутылки), а более 40% вовсе не готовы разделять отходы, аргументируя это недостатком места дома, нехватку времени и отсутствием смысла. Тем временем количество мусора в наших городах и пригородах растет. Увеличение количества мусора напрямую связано с использованием чрезмерной упаковки товаров и одноразовых предметов. Отсутствует массовое экологическое просвещение на государственном уровне, из-за чего у населения слабо сформирована экологическая культура и экопривычки для сохранения благоприятной окружающей среды. Большинство россиян не задумываются о проблеме мусора вовсе, тем более о путях её решения не только через раздельный сбор отходов, но и через уменьшения количества мусора в повседневной жизни (отказ от товаров в чрезмерной упаковке, замену одноразовых предметов многоразовыми и др.)
Цель
Привлечь внимание к проблеме и разъяснить россиянам суть раздельного сбора отходов и экопривычек для уменьшения количества мусора и замотивировать к таким практикам в своей жизни.
Решение
Создана и распространена серия плакатов социальной рекламы «Моя новая привычка» про раздельный сбор отходов и экопривычки для уменьшения количества мусора.
Целевая аудитория
Жители многоквартирных и частных домов старше 22 лет из 12 городов России (Волгоград, Екатеринбург, Калининград, Казань, Красногорск, Москва, Нахабино, Нижний Новгород, Ростов-на-Дону, Санкт-Петербург, Саранск, Сочи), активные экологически ориентированные граждане.
Результаты
1. В каждом из 12-ти городов распространены 1000 плакатов А3 и 2000 плакатов А4. Тираж распространялся на праздниках «Экодвор» и в других общественных местах с большой проходимостью. Всего распространены 12 000 плакатов А3 и 24 000 плакатов А4. 2. Повысилась осведомленность жителей 12-ти городов России о важности раздельного сбора отходов, имеющейся инфраструктуре раздельного сбора отходов и способах внедрения РСО во дворе. 3. Увеличилось число жителей 12-ти городов России, которые начали сортировать отходы дома и пользоваться существующими контейнерами для раздельного сбора отходов или стали посещать акции по сбору вторсырья на переработку.