Решаемая проблема
В рамках программы "Своих не бросаем" , нашей организацией осуществляется деятельность по созданию видео-анкет детей-сирот. Данный проект имеет высокую актуальность и социальную значимость, так как содействует в семейном устройстве самой социально незащищенной группе: детям-сиротам с 4-5 группой здоровья и инвалидностью. У детей-сирот с тяжелой инвалидностью шансы найти ресурсных родителей малы. Но это не значит, что их не берут в семьи! Берут! Только нужно найти ту самую, помочь им встретиться. Будущие приемные родители не всегда знают, что здоровых детей-сирот практически нет. За фотографиями детей в федеральной базе порой скрываются целые списки заболеваний. Приведем краткую статистику по сиротам в России за 2020 год: Всего - 43 тысяч детей-сирот. ТОП5 заболеваний у детей-сирот по частоте случаев: • Патология центральной нервной системы – 95-100 %, то есть почти все дети из системы • Кардиопатология – 65-70 % • Заболевания кожи, костно-мышечной системы – 45-50 % • Болезни органов чувств – 25-30 % • Болезни мочевыводящих путей – 20-25 % Удельный вес детей, отстающих в физическом развитии среди воспитанников сиротских учреждений - почти 50% , т.е. каждый 2-ой ребенок в системе. (Источники: https://www.7ya.ru/article/Osobennosti-sostoyaniya-zdorovya-detej-v-domah-rebenka/ http://sisupr.mrsu.ru/2016-1/PDF/Kuchmaeva_2016-1.pdf). Как видно, для детей, проживающих в сиротских учреждениях, характерны значительные проблемы со здоровьем. Во многом именно эти проблемы и ограничивают для них шансы жить и воспитываться в семье. Нередко диагноз ребенка-сироты становится для него приговором. И не потому, что ребенок с такими заболеваниями не подлежит семейному устройству, а потому что большинство кандидатов в приемные родители не знают, что может скрываться за «страшными» диагнозами и боятся даже брать направление на знакомство с ребенком. А еще потому, что большинство фотографий в федеральной базе непрофессиональные, снятые впопыхах на телефон и не отражают реальной внешности ребенка и навыков, не способствуют цели содействия в устройстве, даже наоборот. Информация в анкете ребенка в федеральной базе очень скудная, порой устаревшая и не актуализированная годами, совершенно не отражает реальной картины ни по состоянию здоровья, ни по навыкам и развитию ребенка: ребенок уже ходит, а в базе написано, что лежит. Отсюда такая ситуация в сфере семейного устройства: с одной стороны, очереди из кандидатов в приемные родители, с другой - почти 50 000 детей-сирот в базе. Однако, далеко не все заболевания так страшны, как кажутся на первый взгляд. И несмотря на диагнозы и неудачное фото в базе, в реальности ребенок может быть совершенно иным: привлекательным, обаятельным, ходить, разговаривать. Существующая государственная система устройства детей-сирот в семью несовершенна и не отвечает в полном объеме поставленным перед ней целям и задачам. На этапе знакомства с анкетой ребенка кандидату важно помочь получить объективную информацию о ребенке, его характере, навыках, состоянии здоровья, помочь оценить свои ресурсы и получить ответы на актуальные для него вопросы: • Насколько «это» серьезно, может ли ребенок с таким заболеванием жить в семье? • Как «это» лечить? • Что могут сделать родители для улучшения здоровья и качества жизни такого малыша? • На какую помощь можно рассчитывать от государства и НКО? и многое-многое другое. «Ты ему нужен» более 5 лет занимается устройством в семью детей с ОВЗ и 4-5 группами инвалидности. Более 300 детей устроено в семьи. Как удалось найти им родителей? Благодаря длительному сотрудничеству с сиротскими учреждениями, помощи в организации диагностики, лечения, реабилитации их воспитанникам, нами была накоплена большая медицинская экспертиза и связи с профильными врачами и реабилитологами. Кандидаты в приемные родители подписываются на наши регулярные новостные публикации про детей-сирот с актуальными фото и видео, обращаются к нам за информационной поддержкой, юридической, психологической помощью, а наличие у нас программы поддержки детей с ОВЗ в приемных семьях придает им уверенность, что после устройства в семью ребенка с ОВЗ они не останутся один на один с диагнозом и проблемами, и могут рассчитывать на нашу помощь.
Цель
Создание видео-анкет для семейного устройства детей-сирот с особенностями здоровья • Видео-анкеты помогают донести до кандидатов в приемные родители все навыки и умения ребенка, его уникальные особенности и черты характера максимально естественно и привлекательно, в привычных для него условиях: будущие опекуны видят ребенка в движении, а не статичную фотографию; персонал учреждения описывает своего воспитанника, рассказывает о его характере, навыках, интересах. • Видео-анкеты помогают разобраться кандидатам в вопросе принятия ребенка с 4-5 группой здоровья: в них родители детей с похожими заболеваниями, а также врачи, коррекционные педагоги, реабилитологи делятся опытом, поясняя, как можно справляться с болезнью и жить полноценной жизнью в семье. • Видео контент - один из самых востребованных форматов для продвижения, особенно в соцсетях, позволяет обеспечить максимальный охват и таргетировать на потенциальную ЦА кандидатов в приемные родители.
Решение
В реализации проекта используются следующие методики: - Проводятся переговоры о сотрудничестве с профильными министерствами, Региональными Операторами, ответственными за семейное устройство детей-сирот в их регионах. Подписываются Соглашение о создании видео-анкет и содействии в семейном устройстве детей (данный этап уже нами пройден, все договоренности достигнуты, Соглашения подписаны). - АНКЕТИРОВАНИЕ. Предварительно до съемок совместно с персоналом сиротских учреждений составляется список детей для съемок, собирается подробная информация по каждому ребенку (специально разработанная анкета, в которую персонал вносит полную информацию по навыкам ребенка, особенностям ухода). На основании данной информации разрабатывается подробный сценарный план съемок и локаций, которые позволят а) максимально раскрыть имеющийся потенциал ребенка при съемках; б) привлечь к участию в видео-анкете профильных специалистов и родителей для интервью об особенностях ухода детей с профильными заболеваниями. ВАЖНО – в интервью специалисты не называют диагноз (т.к. это относится к персональным данным ребенка и не подлежит разглашению). - ВИДЕОСЪЕМКА При съемках каждой анкеты используются не менее 5 локаций (игровая, столовая, кабинет логопеда, детская, раздевалка и пр.). Монтаж каждой видео-анкеты осуществляется по предварительно разработанному сценарному плану, включает привлекательную видео-заставку, информационный блок про ребенка, блок с интервью родителей детей с аналогичными диагнозами и специалистов, контактную информацию. Видеоформат адаптирован для последующего продвижения в соцсетях, сопровождается титрами, что позволяет смотреть даже в беззвучном режиме (специфика соцсетей). Пример видео-анкеты можно посмотреть здесь: https://youtu.be/2537VBESZs4 Пример продвижения видео-анкеты в соцсетях можно посмотреть здесь: https://vk.com/wall-115436493_94349 https://www.instagram.com/tv/CNUHRnABvZ_/?igshid=s6bg8j2yuru5 https://www.facebook.com/558860104322429/posts/1685953581613070/ https://ok.ru/group/56608394117142/topic/153052741309206 https://zen.yandex.ru/media/id/5fa1c6ce5dfc942ad78083b8/my-nachali-semku-fotoanket-deteisirot-6051d2c6150a5a65fb30021c - КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ И СОПРОВОЖДЕНИЕ КАНДИДАТОВ По итогам продвижения видео-анкет к нам обращаются кандидаты в приемные родители за дополнительной информацией. Для работы с обращениями создана и работает наша Служба поддержки кандидатов #РадиБудущейСемьи. Для кандидатов организуются консультации врачей, юристов, психологов по запросу. А также мы гарантируем кандидатам, что в случае, если они возьмут ребенка в семью, мы включаем их в проект поддержки приемных родителей детей с ОВЗ «Счастливы дома», где они получат комплексное сопровождение и адресную помощь, включая финансовую (оплата реабилитации, подбор и закупка ТСР и пр.). Таким образом, кандидаты получают поддержку на всем пути к приемному родительству с момента контакта с видео-анкетой ребенка и далее уже помощь ребенку в семье. Это значительно повышает шанс ребенка с ОВЗ на устройство в семью.
Целевая аудитория
Прямые благо получатели: - Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежащие семейному устройству –по которым в рамках проекта ведется работа по поиску приемных родителей и устройству в семью (создание и продвижение видео-анкет). - Кандидаты в приемные родители, принявшие решение взять в семью ребенка с особенностями развития, благодаря проекту познакомятся с видео-анкетами детей, получат консультационную, юридическую, психологическую помощь, а также информационно-просветительскую помощь в части лечения, ухода и развития детей с определенными заболеваниями в семейных условиях. Косвенные благо получатели: - Сиротские учреждения (Дома ребенка, ДДИ, ЦССВ и пр.), являющиеся опекунами детей с вышеописанными статусами, получат благодаря проекту помощь в содействии в семейном устройстве их воспитанников. - Потенциальные кандидаты в приемные родители детей с особенностями развития – целевая аудитория информационно-просветительской кампании по особенностям воспитания и развития детей с определенными заболеваниями в семейных условиях – посетители сайта проекта и соцсетей. - Государство и общество в целом – проект помогает государству выполнять KPI по устройству детей-сирот в семьи, ведет информационно-просветительскую работу, популяризирует приемное родительство в стране.
Результаты
Количественные: 1) 50 видео-анкет детей создано и обеспечено продвижение на потенциальную ЦА посредством инструментов сети Интернет (KPI подтвержден уже имеющимися договоренностями с сиротскими учреждениями на съемку). 2) 50 детей приняло участие в проекте 3) Создана страничка проекта в сети Интернет (сайт) 4) 6 регионов охвачено, 7 сиротских учреждений приняло участие в проекте. (KPI выставлен исходя из имеющихся подписанных договоров и Соглашений на сотрудничество, готовы предоставить по запросу). 5) Более 20 специалистов и родителей детей с ОВЗ приняло участие в создании видео-анкет и в информационно-просветительской кампании проекта 6) Суммарный охват информационно-просветительской кампании - более 3 млн., из них потенциальной ЦА – более 100 000 чел. (продвижение сайта, продвижения в соцсетях Вконтакте, Инстаграм, Фэйсбук за счет публикаций постов и задействования таргетированных объявлений на ЦА, привлечения профильных блогеров, СМИ). Данные KPI реалистичны и рассчитывались исходя из существующей активности наших подписчиков в наших группах в соцсетях: 1 млн. охвата будет обеспечен органически (в среднем 15 тыс. органический охват одного поста в ВК, без рекламного продвижения, в Инстаграме – 8 000 тыс. органический охват одного поста), 2 млн – охват за счет таргетированных инструментов и привлечения профильных блогеров и СМИ. Качественные: 1) Содействие в семейном устройстве детей с ОВЗ, повышение шансов на семейное устройство «сложных по диагнозам» детей, благодаря созданию и реализации нового формата видео-анкет с включением в них информационного блока с интервью родителей, воспитывающих детей с аналогичными заболеваниями, профильных специалистов; за счет реализации нового подхода к съемкам детей, раскрывающего весь потенциал ребенка в привычных для него условиях). 2) Повышение осведомленности кандидатов в приемные родители, приемных семей и общества в целом о возможности семейного устройства детей с ОВЗ, с учетом особенностей ухода, развития и воспитания таких детей в семье и поддержки НКО за счет информационно-просветительской кампании проекта, в т.ч. направленной на борьбу со стереотипами, что такие дети «не подлежат семейному устройству». 3) Повышение вовлеченности опекунов детей-сирот в реализацию задач по содействию в семейном устройстве категории детей-сирот, которые обществом и профессиональным сообществом принято оценивать как «имеющие низкий потенциал на устройство в семью».