Решаемая проблема
По данным Всемирной организации здравоохранения, каждый год от неинфекционных заболеваний (НИЗ) умирает 41 миллион человек, что составляет 71% всех случаев смерти в мире. Более 85% случаев смертей ВОЗ определяет как преждевременные, то есть те, которые можно было предотвратить. В структуре смертности от НИЗ употребление табака, низкий уровень физической активности, злоупотребление алкоголем и нездоровое питание являются значимыми факторами риска. Общероссийская общественная организация «Российское кардиологическое общество» (РКО) — социально ориентированная некоммерческая организация. На протяжении многих лет она реализует профилактические и социальные проекты, направленные на популяризацию здорового образа жизни, информирование населения о факторах риска возникновения и распространения НИЗ (в структуре НИЗ больше 60 % занимают сердечно-сосудистые заболевания). В настоящее время членами РКО являются более 6500 докторов в 65 регионах России. Организация ведет ряд успешных просветительских проектов не только для врачей, но и для широкой общественности. Реализация данного проекта продиктована общественным запросом — от докторов, с одной стороны, и от населения — с другой. Врачи в своей повседневной практике сталкиваются с рядом проблем, которые мешают выстроить диалог с пациентом и достичь взаимопонимания. К этим проблемам относятся: нехватка времени во время поликлинического приема; отсутствие работающих инструментов в коммуникации с пациентами; заблуждения пациента относительно диагностики и лечения заболевания; нежелание пациента вникнуть и понять схему назначенного лечения и, как следствие, — низкая приверженность пациента к лечению (комплаентность). Пациенты или обладают устойчивым нежеланием обращаться за медицинской помощью, особенно без явной угрозы жизни и здоровью (в связи с этим к врачам в основном попадают пациенты с уже сформированным заболеванием и крайне мало людей с болезнью на начальной стадии, для купирования которой достаточно скорректировать образ жизни без медикаментозной терапии). Или при обращении к доктору пациенты сталкиваются с нежеланием специалиста выслушать, объяснить, при необходимости объяснить еще раз. Зачастую пациенты уходят от врача с непониманием того, что с ним происходит, какое обследование и/или лечение назначено и зачем.
Цель
Провести информационную кампанию среди врачей и пациентов, направленную на выявление основных мифов и заблуждений относительно диагностики и лечения, а также повышение комплаентности (приверженности к лечению) у пациентов и создание и распространение работающих инструментов по информированию пациентов.
Решение
Проведенная кампания состояла из нескольких этапов: Опрос целевой аудитории. Сбор материала и выявление основных мифов и заблуждений у целевых аудиторий относительно друг друга (что врачи думают о пациентах и что им мешает выстроить доверительные отношения); с какими трудностями в коммуникации сталкиваются пациенты при общении с докторами. Общероссийская общественная организация «Российское кардиологическое общество» имеет региональные отделения в 65 субъектах РФ, где и был проведен опрос среди докторов и пациентов в крупных ЛПУ. Всего в опросе приняли участие 340 медицинских работников и 300 посетителей лечебных учреждений. Создание рабочей группы, состоящей из врачей общей практики, врачей-кардиологов, психологов, маркетологов, художников и дизайнеров, а также организаторов здравоохранения. Обработка и анализ собранной информации и формирование ключевых проблем. Обобщение мирового опыта по профилактике НИЗ. 3. Разработка медиаинструментов для решения обнаруженной социальной проблемы. Предложено решение: через формулирование и отрисовку в виде карикатур основных выявленных мифов и заблуждений их объяснить и развенчать. Используя легкий, дружелюбный, привлекающий внимание формат, создать единую коммуникационную среду и доверительные отношения между врачом и пациентом. В предложенном проекте фигурируют не только заблуждения пациентов, но и коммуникационные ошибки врачей в общении с пациентами. Обобщив весь собранный материал, команда проекта разработала и создала следующий инструментарий: для врачей — алгоритм работы с возражениями пациентов (с учетом различных возрастов и социальных страт); раздаточный материал для пациентов (сувенирная продукция по проекту; флаеры, открытки, наклейки, информационные материалы, разъясняющие, что делать в сложных ситуациях; как и когда обращаться за помощью); книга для пациентов авторства академика РАН Е. В. Шляхто «Мифы и заблуждения пациентов о сердце и сосудах» с подробными ответами на самые острые и актуальные вопросы от пациентов (Издательство ЭКСМО, ISBN: 978-5-04-095812-2) — издание распространяется на всей территории Российской Федерации сайт проекта, digital-версия проекта (баннеры, открытки, брошюры, информационные письма и пресс-релизы по проекту). Проведение рекламно-информационной кампании (привлечение СМИ, социальных сетей, создание сайта), продвижение проекта в профессиональном сообществе и среди широких слоев населения во время Недели здоровья в Екатеринбурге. Информационная кампания в сети Интернет среди профессионального сообщества: рассылка информационных писем по базе РКО и распространение среди широких слоев населения.
Целевая аудитория
Врачи поликлинического профиля (работающие на приеме) и их пациенты.
Результаты
Выявлены основные факторы возникновения и развития НИЗ среди российской популяции, влияющие на приверженность людей к ведению здорового образа жизни и мешающие им следовать назначенному лечению. Придуман и создан инструментарий, показывающий и объясняющий выявленные мифы и заблуждения в дружелюбном забавном формате. Разработаны и предложены для внедрения во врачебную практику инструменты для врача, облегчающие коммуникацию с пациентом; помогающие сократить время приема; облегчающие донесение информации до пациентов с разными когнитивными особенностями из разных возрастных и социальных страт. Проведена информационная кампания среди профессионального сообщества: в рамках Российского национального конгресса кардиологов 24–26 сентября 2019 г. в Екатеринбурге. Распространено более 5000 комплектов. Проведена работа с широкими слоями населения в рамках Недели здоровья в Свердловской области, которая прошла в последнюю неделю сентября в Екатеринбурге. Созданные в рамках настоящего проекта медиаинструменты позволили обратить внимание на важные факторы риска возникновения НИЗ, необходимость следовать рекомендациям лечащего врача и важность своевременного обращения за медицинской помощью, что, безусловно, решает социальную проблему инвалидизации населения, пропагандирует профилактические мероприятия и здоровый образ жизни. Создан и работает до настоящего времени сайт проекта; на социальных мероприятиях распространяются материалы для пациентов, проводится просветительская работа. Информационная кампания в сети Интернет среди профессионального сообщества: рассылка информационных писем по базе РКО (более 45 000 врачей в РФ, открытые для скачивания материалы — за период реализации проекта материалы проекты скачаны более 5000 раз). Информационная кампания в сети Интернет среди широких слоев населения — публикация в открытом доступе всех материалов проекта. За период реализации проекта его материалы просмотрены более 10000 раз. Реализация данного проекта показала, что использование возможностей рекламных коммуникаций, медиаинструментов, созданных на основе выявленных потребностей у целевых групп, обеспечивает устойчивый интерес к проблематике и положительную динамику. Надеемся, что в долгосрочной перспективе проект будет способствовать снижению заболеваемости неинфекционными заболеваниями, более половины из которых можно предотвратить с помощью простых методов.