Решаемая проблема
В условиях пандемического и постпандемического кризиса программа нацелена на создание эффективной цифровой образовательной и коммуникационной площадки, поднимающей тему музейного волонтёрства, объединяющей причастных к этой деятельности людей в разговоре о ценностях и смыслах музейного волонтёрства. В пандемический период неизбежной атомизации общества проект нацелен на предотвращение распада важных социальных связей, на сплочение сообщества музейных профессионалов и сообщества музейных волонтеров как в отдельности, так и вместе. Музейное волонтёрство в рамках программы рассматривается в качестве важнейшего инструмента развития музея как открытой институции, пространства равноправной и уважительной коммуникации между музейными сотрудниками и волонтерами, каналом доступа различных сообществ к работе с наследием и его актуализации через деятельность.
Цель
Продвижения ценности культуры участия и добровольчества/волонтерства в музее, как пространстве стимулирующем личностный рост индивидуумов и оздоровление общества в целом.
Решение
1) Интегрированный подход к формированию аудитории программы. Совместное обучение музейных сотрудников и волонтеров – нет ментора и нет объекта воздействия, акцент сделан на формирование общего видения, приобретение навыков, которые при совместном использовании нацелены дать синергетический эффект. 2) Форматы взаимодействия и вовлечения. Одним из способов вовлечения и взаимодействия с аудиторией стали креативные форматы видео-высказываний - серия тизер-роликов на темы: "Вредные советы волонтеру. Как волонтеру довести до белого каления музейщика?", "Вредные советы музейщику. Как музею быстрее избавиться от волонтеров?", "Кто управляет волонтёрской программой?", "На что и как влияет волонтерство?", "Почему волонтерство полезно для здоровья?", "Волонтерство в музее кому зачем и почему это важно?" "Волонтерство в музее - наш словарь". (Плэй-лист программы https://youtube.com/playlist?list=PLdMvS5gYwb-3fpXqftElp2IT6DA-d8N8L) 3) Digital-сервисы. Сайт проекта museumvolunteer.ru - электронный ресурс, объединивший полезные материалы программы: видео-записи, тезисы экспертов, практические рекомендации, чек-листы и кейсы, а также 4 методических руководства.
Целевая аудитория
Музейные волонтеры и музейные сотрудники.
Результаты
485 непосредственных участников программы из 54 регионов РФ, а также 54 эксперта и модератора и 35 музеев-партнеров со всей страны. 75000 информационный охват программы и 22000 охват прямых трансляций программы. Что удалось изменить? – Топ-3 эффектов по оценке участников: 75 % – отметили просветительский эффект (расширение профессионального горизонта, знакомство с новыми технологиями и практиками). 65% – оценили стратегический эффект (появилось новое видение перспектив и целей развития волонтерства в музее, своих личных жизненных целей как волонтера). 58% – выделили мотивационный эффект (появилось желание уделять больше внимания и времени задачам музейного волонтерства). На что удалось повлиять? "Благодаря регулярным событиям программы и общению за ее пределами мы начали формировать устойчивое сообщество, небезразличное к теме музейного волонтерства" (Анастасия Мишина, менеджер цифровых проектов и команд в сфере культуры). "Развенчание стереотипа/убеждения о том, что волонтер- это низкоквалифицированная рабочая сила" (Наталья Заболотских, Национальный музей Республики Карелия). "Получилось настоящее признание деятельности, раньше мы делали многое интуитивно и неосознанно, а теперь можем опереться на опыт других учреждений" (Светлана Прасолова, Музей Анны Ахматовой Фонтанном Доме).